Инверторные микроволновки: плюсы и минусы
ИНВЕРТОРНЫЕ МИКРОВОЛНОВЫЕ ПЕЧИ: РЕКЛАМНЫЙ ТРЮК ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА?
Инверторные микроволновые печи — не новость. Они довольно давно уже продаются в магазинах. Пользователи, в целом, знают про эти печи, что «инверторная лучше, чем не инверторная», но далеко не все способны объяснить чем. О том что «лучше» (пища более здоровая и т.д.) нам говорит реклама, продавцы-консультанты в магазинах бытовой техники. Но известно ведь, что рекламе можно верить далеко не на все 100%. а уж продавцам-консультантам в магазинах — и подавно. ZOOM.CNews решил провести простой эксперимент, главной целью которого было установить на практике — лучше ли и чем, если «да», получается пища приготовленная в инверторной микроволновой печи. Какие ещё плюсы (или минусы) можно выделить в контексте обладания инверторной «микроволновкой». Надеемся, что прочтя этот материал, сделать выбор в пользу покупки инверторной или не инверторной микроволновой печи станет проще. Помощь в проведении этого тестирования нам оказал ведущий мировой производитель микроволновых печей (в том числе инверторных) — компания Panasonic.
Главная цель нашего небольшого эксперимента - на практике убедиться в наличие или отсутствие отличий между пищей, приготовленной в инверторной микроволновой печи и в печи неинверторной. Понять насколько велика степень этих отличий и будут ли они вообще.
Основы основ
Для начала логично привести несколько основополагающих определений. Итак, микроволновая печь — это электроприбор приготовления продуктов питания, использующий эффект разогрева материалов (продуктов) содержащих воду, посредством воздействия на них электромагнитными волнами дециметрового диапазона (чаще всего с частотой 2450 МГц). Молекулы пищи, жидкости, содержат отрицательные и положительные частицы. В отсутствие электромагнитного поля молекулы ориентированы случайным порядком. При приготовлении пищи, под воздействием переменного поля молекулы начинают вращаться. В результате трения молекул возникает тепло, которое готовит пищу и вызывает кипение воды. Разогрев продуктов здесь, в микроволновой печи (её ещё называют СВЧ-печь; СВЧ — сверхвысокочастотное излучение, в данном контексте — то же самое, что и микроволновое излучение), происходит не только с поверхности (сверху), но и по объёму продукта, содержащему полярные молекулы жидкости (воды). Радиоволны проникают в продукт на глубину около 2-3 см и поглощаются им. Особо отметим, что в микроволновой печи не происходит никакого «разогрева изнутри» — частенько можно услышать такое утверждение. Нет, микроволны идут именно снаружи внутрь. Эффект «внутреннего разогрева» может возникать при обработке в СВЧ-печи продуктов с сухими, непроводящими влагу поверхностями. Например, хлебобулочных изделий с подсохшей корочкой. В них большая часть влаги сосредоточена внутри. Поэтому нагрев проявляется глубже — отсюда и мнение о «разогреве изнутри». В быту микроволновые печи используются для быстрого приготовления различных блюд, а также часто для быстрого размораживания или подогрева пищи.
В классической микроволновой печи часть микроволн отражается от стенок рабочей камеры, потом попадает на продукты, поворотный стол помогает равномерному распределению микроволн.
Магнетрон — обязательный элемент микроволновой печи. Именно он генерирует электромагнитное излучение, с помощью которого происходит приготовление продуктов. Трансформатор (также часть конструкции печи) обеспечивает магнетрон высоковольтным питанием. Микроволны подаются в рабочую камеру проходя через волновод (специальный канал), который как раз в рабочей камере и заканчивается, прозрачным для радиочастот выпускным каналом (отверстием). Не стоит включать СВЧ-печь пустой, ведь тогда волны не будут поглощаться продуктом, а будут отражаться от стенок рабочей камеры, что в итоге может вызвать искрение. Долгое искрение может повредить магнетрон (так что если пищи в «микроволновке» готовится небольшое количество — желательно поставить в камеру ещё стакан воды для поглощения микроволн). Есть микроволновые печи с несколькими волноводами — для более равномерного распределения микроволн по рабочей камере. Также встречаются модели, в которых магнетрон установлен в днище печи (а не с боку, как в подавляющем большинстве моделей). В этом случае, опять же для более качественного распределения излучения по камере печи, вращается распределитель микроволн, который может находиться в рабочей камере снизу или сверху.
Бывают микроволновые печи без поворотного стола. В них вращается распределитель микроволн. Он может быть в верхней или в нижней части печи.
Наконец, инверторная микроволновая печь — главная героиня этого материала. Главное отличие инвертороной микроволновой печи от «обычной» — наличие электронного блока управления мощностью магнетрона (собственно, инвертора — устройства преобразования постоянного электрического тока в переменный). И отсутствие трансформатора. Подробности об инверторном управлении мощностью микроволновой печи рассмотрим ниже. То же, что в печи нет трансформатора позволяет выделить некоторые этого отсутствия преимущества. Во-первых, электронный блок управления занимает гораздо меньше места — из-за этого, если сравнить печи с одинаковым объёмом рабочей камеры, габариты неинверторной будут несколько больше.
Трансформатор занимает гораздо больше места в микроволновой печи и весит больше, чем электронный инверторный блок управления.
Инверторная (слева) и неиверторная (справа) печи, участвовавшие в тесте (модели - ниже). У них одинаковый объём рабочих камер (23 л). Инверторная меньше по размерам (нельзя сказать, что разница глобальна, но она заметна). К тому же, инверторная печь весит на 3 кг меньше неинверторной (10 кг против 13 кг).
Проверка опытным путём
К преимуществам инверторных микроволновых печей относится также их схема работы — схема подачи микроволн в рабочую камеру. Дело в том, что в обычной неинверторной печи магнетрон работает всегда с одинаковой мощностью и всегда дискретно. Это можно сравнить со сковородой или кастрюлей на газовой конфорке. В «инверторном» режиме можно осуществлять регулировку мощности пламени конфорки — сначала максимальная мощность, по прошествии определённого времени средняя, в конце приготовления минимальная. В «неинверторном» режиме конфорку сначала включают на полную заданную мощность, а потом полностью выключают. И так в процессе всего приготовления. Только с разными временными промежутками (к концу приготовления снижается время работы магнетрона) — магнетрон всё время «ударяет» по продукту всей возможной мощью. От этого структура готового продукта (он, конечно, тоже приготовится — никуда не денется) выглядит несколько более повреждённой, может произойти пересушивание продукта (в зависимости от типа).
В инверторных микроволновых печах магнетрон работает постоянно, мощность микроволн обычно плавно снижается в течение времени приготовления. В неинверторных печах магнетрон включается и выключается, работает всегда с постоянной мощностью.
И то (принцип работы магнетрона) и другое (качество готовых продуктов) мы в процессе подготовки этого материала проверили опытным путём. Для демонстрации постоянной работы магнетрона в инверторной печи и дискретной в неинверторной мы использовали специальную «светодиодную тарелку». Если микроволны поступают в рабочую камеру — светодиоды работают, если не поступают — гаснут.
В процессе эксперимента мы убедились в "постоянстве" инверторрной печи - магнетрон работал без пауз, светодиоды не гасли всё время, пока печь работала. В неинверторной печи светодиоды загорались, гасли, снова загорались, иллюстрируя дискретный режим работы магнетрона.
Дальше было приготовление различных продуктов, блюд. Мы готовили простые блюда в инверторной микроволновой печи Panasonic NN-GD392S и в неинверторной печи Panasonic NN-GT352W— эти модели были предоставлены производителем. Отметим, что максимальная мощность микроволн (использовали только этот режим) печи NN-GD392S — 950 Вт, а печи NN-GT352W — 800 Вт. Поэтому, в процессе приготовления разных блюд, для создания одинаковых в контексте мощности условий приготовления, специалистами производителя устанавливалась на панели управления визуально несколько отличная мощность для той и другой печи. Для модели NN-GD392S — «средняя низкая» (360 Вт), для NN-GT352W — «средняя» (тоже 360 Вт). То есть, реальная рабочая мощность в итоге была одинакова. При одинаковом времени приготовления.
Первым было молоко. Одинаковое количество. На одинаковой мощности. Одинаковое время. Что случится с молоком? Оно совсем выкипит в неинверторной печи? Что хочет продемонстрировать производитель? Но не будем забегать вперёд: одинаковая мощность, одинаковое время (4 минуты), одновременный запуск, молоко. В итоге, через 4 минуты из «неивертроного» стакана вылилось на поворотный стол почти половина кипячённого уже молока. Из «инверторного» тоже немного молока вылилось, но количество оказавшейся на поворотном столе жидкости гораздо меньше.
Молоко "вдвойне вкусней", если его разогревать в инверторной печи. Если серьёзно, то молока после разогрева в инверторной печи (справа) просто в стакане точно остаётся больще, чем после разогрева в неинверторной (слева).
Дальше — запечённые с сахаром яблоки. Одинаковые яблоки. Одинаковое количество сахара. Время — 6 минут. Мощность всё та же - «средняя низкая» для инверторной печи и «средняя» для печи «обычной». В финале мы получили результаты на первый взгляд не столь явно отличавшиеся друг от друга, как в эксперименте с молоком.
Что же нам с ними делать? Готовить в инверторной и неинверторной микроволновых печах, конечно.
Оба яблока остались целыми, из обоих вытек сок перемешанный с растопленным сахаром. Но яблоко из неинверторной печи явно изменило форму — как бы наклонилось вправо (первоначально этот «наклон» на фото не был заметен), что говорит о более грубом воздействии микроволн на структуру продукта. Это яблоко было «более выкипевшим» внутри. При этом оба фрукта были готовы. Но структура «инвертроного» яблока была менее повреждена. В общем, глобального «яблока раздора» вроде как не вышло. Но всё же отличия заметны.
"Яблочный" результат. Слева - яблоко из неинверторной печи. Приготовилось, но слегка изменило форму. Справа - "инверторное" яблоко. Приготовилось, форма не изменилась.
После яблок настали «рыбные времена». Сначала приготовили в инверторной и в неинвертроной печах два одинаковых (весом по 88 г) кусочка белой рыбы. Рыба готовится быстро, так что через две с половиной минуты из печей она была вынута. Опять ситуация, когда на первый взгляд нет отличий. Однако, если присмотреться, то у «неинвертоной» рыбы в некоторых местах заметна желтоватая корочка (назовём её так) — это те участки, которые больше всего высохли в процессе приготовления. На «инверторном» куске желтизна почти не образовалась. На вкус, в итоге, рыба из неинвертоной печи действительно была суше.
Рыба в неинверторной печи (слева) действительно получилось более сухой, чем рыба в печи инверторной (справа).
Следующая рыба (раз уж «рыбные времена») — стейки лосося. В который уже раз повторяется история: одинаковый вес (288 г), одинаковое время (6 минут). Только здесь немного меняем установки мощности: устанавливаем средний уровень для инверторной печи (600 Вт) и «средний-высокий» (600 Вт) для неинверторной (напомним, у печей разнится максимальная мощность — поэтому и чуть отличаются установки мощности в процессе готовки, хотя реальный уровень мощности в итоге одинаковый).
В процессе эксперимента мы регулировали мощность микроволновых печей, так чтобы реальные показатели её были примерно равны. Из-за того, что инверторная модель обладает большей максимальной мощностью, настройки визуально отличались.
По прошествии 6 минут достаём два готовых стейка, внешне выглядящих одинаково. Это был единственный случай в процессе нашего эксперимента, когда, в целом, приготовленное не имело заметных внешних отличий. Единственное, — «неинверторный» стейк немного, скажем так, «разлезся» — слегка потерял форму. Что до вкуса — нельзя сказать, что после приготовления в неинверторной печи рыба была, например, более сухой (разве что на самую малость больше подсохла кожа). В этом, «лососевом» сегменте теста, получилась всё же ничья.
Лосось, в целом, удался в обеих печах. Разве что "неинверторный" стейк чуть расползся.
После рыбы настало время омлета. Готовился он при одинаковой реальной мощности 10 минут. В итоге получилось, что омлет в инверторной печи более плотный и, в общем, приготовившийся полностью. Тогда как в неинвертороной печи в средней части омлета явно просматривались жидкие «озерца», свидетельствующие о том, что блюдо готово не полностью. К тому же, края «неинверторого» омлета явно больше подсохли.
Это ещё не всё. Финальную точку решено было поставить, приготовив печень. Тот, кто хоть раз готовил (или разогревал) куриную печень в микроволновой печи знает, чем это чревато. Но не будем забегать вперёд. Берём одинаковое количество печени, накрываем специальной крышкой для приготовления в микроволновой печи, устанавливаем время (4 минуты) и реально одинаковую мощность приготовления (для омлета опять меняем установки на «средню низкую» мощность для инверторной печи и «среднюю» для неинверторной). Старт.
Через 4 минуты мы видим в неинверторной печи явные последствия «ядерного взрыва» - печень разлетелась по всей тарелке, по всему поворотному столу, если бы не было крышки — испачкана была бы вся рабочая камера печи (а так здорово испачкана сама крышка). В инверторной же печи всё гораздо спокойней — чистый поворотный стол и лишь небольшое количество «ошмётков» на тарелке, лишь слегка испачканная крышка. На лицо преимущество плавного постоянного воздействия микроволн и варьируемой в процессе приготовления мощности перед периодическим включением на «полную катушку».
Результат, что называется, виден невооружённым глазом. В "битве за куриную печень" неинверторная микроволновая печь (печень приготовленная в ней - на тарелке справа) терпит сокрушительное поражение.
Думается, прочтя обо всех изложенных выше «приключениях продуктов» в инверторной и неинверторной печах — не составит труда сделать определённые выводы о том, в какой из печей пища готовится качественней. Финальная точка этого сегмента материала — реальные снимки структуры пищевых продуктов под микроскопом, сделанные в ходе тестирования инверторных микроволновых печей Национальным Институтом Исследования Продуктов Питания (National Food Research Institute, NFRI).
Структура продуктов, приготовленных в инверторной микроволновой печи, меньше повреждается. В продуктах сохраняется больше влаги:как правило не происходит её выкипания в процессе приготовления, так как степень воздействия на продукты микроволн щадящая, а от этого и структура продукта изменяется меньше.
Витаминный вопрос
Упомянутым институтом NFRI также проводились исследования «витаминного вопроса» — действительно ли в продуктах, приготовленных посредством «щадящей» инверторной технологии сохраняется больше полезных веществ. Оказалось — действительно. Так, например, витамина B1 в свинине, после приготовления её в инверторной микроволновой печи, остаётся на 42% больше, чем после приготовления в обычной «микроволновке». Витамина С и кальция в капусте на 31 и 16% соответственно.
Многие приготовленные в инверторной микроволновой печи продукты сохраняют больше полезных веществ, чем после приготовления в классической СВЧ-печи.
Экономия электричества
Сначала утверждение о том, что инверторная микроволновая печь экономит электроэнергию кажется немного странным — ведь она же работает постоянно, а неинверторная — с перерывами. Объясняем: инвертор, хоть и работает постоянно, но, как правило, постепенно снижает мощность микроволн (а значит и количество затрачиваемой элетроэнергии). К тому же, магнетрон здесь включается только раз — при старте процесса приготовления. В неинверторной печи магнетрон работает с перерывами, но всегда на максимальной (установленной) мощности — так в итоге электричества тратится больше. Постоянные включения тоже добавляют растрат — в эти моменты печь потребляет возможный максимум электричества.
Мнение
В этом своеобразном тест-драйве, помимо специалистов производителя инветорных микроволновых печей и их основного поставщика на российский рынок — компании Panasonic (её представлял Евгений Ильяшевский, тренер-эксперт по бытовой технике Panasonic), принимали участие также независимый эксперт, профессиональный кулинар (технолог общественного питания) Анна Алексеева. Александр Селезнев, шеф-повар, телеведущий, лауреат Кубка мира по кулинарии в Люксембурге, также участвовавший в этом небольшом «инверторном эксперименте» отметил: «Я довольно давно пользуюсь и рекомендую всем инверторные микроволновые печи. Сначала, когда они только появились в России в середине, может, ближе к концу прошлого десятилетия, я сомневался, конечно, в их «чудодейственности». Но постепенно, что называется, «распробовал». Не стоит ожидать от инверторной печи какого-то невероятного кулинарного волшебства — всё же мастерство кулинара тоже понадобится, пусть и минимальное (правильно подготовить продукты, правильно поместить в печь, выбрать правильные мощность, время приготовления и т.д.). Однако разница в качестве продуктов, которые готовятся в инветороной и в «обычной» печи действительно есть — мне больше нравятся продукты из инверторной печи. Они получаются более нежными. Гораздо ниже риск пересушивания, потери формы продуктов (когда приспосабливаешься к печи эти риски вообще почти нулевые). Продукты готовятся бережней, равномерно разогреваются, пропекаются (особенно заметно сегодня это было, когда готовили омлет). Плюс — в пище остаётся больше витаминов».